Logo
RU / KG
МЕНЮ
  • Главная
  • О пробации
    • Виды пробации
    • Пробация в отношении детей
    • Категории клиентов пробации
    • Международные стандарты
    • Пробация в мире
  • О департаменте
    • Аналитические документы
    • Нормативные документы
    • История создания Департамента пробации
    • Символика Департамента пробации
    • Структура департамента
    • Комиссии Департамента пробации
    • Советы пробации
    • Наши партнеры
    • Волонтеры пробации
  • Клиентам пробации
    • Кто такой клиент пробации?
    • Права и обязанности
    • Центры помощи
    • Проекты и программы по ресоциализации
    • Ваши права нарушены?
  • Госсоцзаказ
    • 2025 год
    • 2024 год
    • 2022 год
    • 2021 год
    • 2020 год
    • НПА О государственном социальном заказе
  • События
    • Новости
    • Общественные работы
    • СМИ о пробации
    • Советы по пробации
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
    • Контакты пресс-службы
  • Контакты
    • Адреса органов пробации
    • Центральный аппарат Департамента пробации
    • Межрегиональное управление по Иссык-Кульской и Нарынской областям
    • Управление по Джалал-Абадской области
    • Межрегиональное управление по г. Бишкек, Чуйской и Таласской областям
    • Межрегиональное управление по Ошской и Баткенской областям

Закон КР от 28 января 2019 года № 19 "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях"

Главная / Антикоррупционная деятельность / Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции / Закон КР от 28 января 2019 года № 19 "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях"

Закон КР от 28 января 2019 года № 19 "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях"

Закон Кыргызской Республики от 28 января 2019 года № 19

О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 20 декабря 2018 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования, устанавливает правовые и организационные основы защиты данных лиц, а также направлен на укрепление доверия населения к государству и его структурам.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о сообщивших о коррупционных правонарушениях

Законодательство Кыргызской Республики о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанных принципов и норм международного права.

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, сообщения которых получили подтверждение в ходе проверки.

Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

1. Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:

1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

2) органы, осуществляющие меры безопасности.

2. Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.

3. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, по борьбе с экономическими преступлениями по уголовным делам, находящимся в их производстве! или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществление отдельных мер безопасности.

4. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или постановлению прокурора органами внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, по борьбе с экономическими преступлениями, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.

5. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

6. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики.

Статья 4. Принципы защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

Принципами защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, являются:

1) законность, уважение прав и свобод человека и гражданина;

2) создание условий для формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции;

3) обеспечение гарантий от неправомерного вмешательства в профессиональную (трудовую) деятельность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от служебного преследования;

4) ответственность лиц, раскрывших информацию о лицах, сообщивших о фактах коррупционных правонарушений;

5) предупреждение о вредных последствиях коррупционных правонарушений.

Статья 5. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице

1. Информация о лице, сообщившем о факте коррупционных правонарушений, может быть засекречена только после подтверждения сведений, изложенных в заявлении.

Засекречивание должно производиться по заявлению защищаемого лица или с его согласия.

Порядок засекречивания устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о защите государственных секретов.

В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, уполномоченные органы обеспечивают личную безопасность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

2. Сохранение тайны о лице, сообщившем о коррупционных правонарушениях, обеспечивается уполномоченными государственными органами.

3. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

4. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы следствия, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.

5. Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию.

Статья 6. Лица, подлежащие защите

Лица, сообщившие в установленном порядке о коррупционном правонарушении, находятся под защитой государства в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Основания применения мер безопасности к лицам, сообщившим о коррупционных правонарушениях

1. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей отделов по поддержке семьи и детей (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

3. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Статья 8. Сообщение о коррупционном правонарушении

Сообщение о коррупционном правонарушении, должно содержать информацию о нарушениях, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную или уголовную ответственность.

Статья 9. Права и обязанности лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

1. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, имеет право:

1) знать свои права и обязанности;

2) обжаловать решения уполномоченных государственных органов предусмотренном законодательством;

3) обращаться с письменным заявлением о применении мер защиты отмене в уполномоченные органы;

4) получать материальное вознаграждение в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.

2. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, обязано:

1) иметь достаточные данные, свидетельствующие о сообщаемом коррупционном правонарушении;

2) выполнять законные требования органов прокуратуры, уполномоченных государственных органов, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

3. Лицу, сообщившему о заведомо ложном коррупционном правонарушении, предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 10. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту

1. Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:

1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;

2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, для осуществления государственной защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях;

3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер государственной защиты;

4) полностью или частично отменять меры безопасности по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.

2. Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:

1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Законом, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;

2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении них мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;

3) обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене.

3. Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении него государственной защиты.

Статья 11. Материальное вознаграждение

1. Лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, выплачивается вознаграждение от возмещенной суммы коррупционного правонарушения.

2. Лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, денежное вознаграждение подлежит к выплате за счет средств, возмещенных от коррупционных правонарушений, поступивших в бюджет государства, в размере одной трети от суммы, причитающейся соответствующим правоохранительным органам на стимулирование их деятельности, в соответствии с законодательством о правоохранительных и надзорных органах, но не более одного миллиона сомов.

3. Порядок выплаты вознаграждения устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 12. Меры безопасности

1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов с изменениями анкетных данных, применяемая также, в случае необходимости, в отношении членов семьи защищаемого лица;

6) изменение внешности;

7) маскировка их внешности или дополнительная визуальная изоляция при выступлении на суде, а также не оглашение анкетных и других данных в ходе судебного следствия;

8) изменение места работы (службы) или учебы;

9) временное помещение в безопасное место;

10) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в исправительных учреждениях, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

2. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам по тяжким и особо тяжким преступлениям.

3. Меры безопасности могут быть отменены в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

4. Меры безопасности близких родственников, родственников и близких лиц осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона.

Президент Кыргызской Республики

С. Жээнбеков

Оригинал документа

Волонтеры

Хотите помогать людям?

Новые публикации

  • Пробация в Кыргызстане - Тренинг на тему «Уголовное судопроизводство по применению пробации», направленный на укрепление прав
    Тренинг на тему «Уголовное судопроизводство по применению пробации», направленный на укрепление прав...
  • Пробация в Кыргызстане - Пятое заседание Руководящего комитета проекта «Правосудие для всех»
    Пятое заседание Руководящего комитета проекта «Правосудие для всех»
  • Пробация в Кыргызстане - Рабочая встреча с представителями Института Больцмана в Департаменте пробации
    Рабочая встреча с представителями Института Больцмана в Департаменте пробации
  • Пробация в Кыргызстане - Сотрудники пробации прошли обучение по вопросам работы с клиентами в контексте ВИЧ и ТБ
    Сотрудники пробации прошли обучение по вопросам работы с клиентами в контексте ВИЧ и ТБ

Категории

  • О пробации
  • О департаменте
  • Клиентам пробации
  • Международная практика
  • События

Пробация в Кыргызстане

Пробация - это социально-правовой институт государства, основанный на социальном исследовании личности и направленный на исправление клиентов пробации, профилактику совершения правонарушений, оказание социального содействия и принятие мер к их ресоциализации.


Разделы сайта

  • О пробации
  • Департамент пробации
  • Клиентам пробации
  • Международная практика
  • Партнеры
  • События
  • Общественные работы 

Нормативные акты

  • Закон КР "О пробации"
  • Уголовный Кодекс КР
  • Уголовно процессуальный КР 
  • Уголовно-исполнительный Кодекс КР
  • Кодекс о правонарушениях КР

Основные контакты

Кыргызстан, г. Бишкек,
пр. Ч. Айтматова, 1,

Тел: +996 (312) 315950,
Email: info@probation.gov.kg,

Часы приема: ПН-ПТ, 09:00-18:00

Перерыв на обед 12:30-13:30

© 2025 Департамент пробации при Министерстве юстиции КР

Веб-сайт разработан при поддержке Международного Комитета Красного Креста

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и
нажмите CTRL + ENTER